Книжный каталог

Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс 184 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. Универсальное издание Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. Универсальное издание 206 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс 196 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. Универсальное издание Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. Универсальное издание 211 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. К УМК Л.А. Тростенцовой и др. Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. К УМК Л.А. Тростенцовой и др. "Просвещение" 211 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. К учебникам М. Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) М. М. Разумовской и др. (М.: Дрофа) Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. К учебникам М. Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) М. М. Разумовской и др. (М.: Дрофа) 206 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. К УМК М. Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. К УМК М. Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) 206 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. М.: «ВАКО», 2003, 224 с. — (В помощь школьному учителю).

Примерное тематическое планирование

Требования к знаниям, умениям и навыкам………………………………………………………………. 7

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Урок 2 (2). «Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский)………………………. 12

Урок 4 (4). Три периода в истории русского языка……………………………………………………….16

Урок 6 (6). Активные процессы в современном русском языке…………………………………………19

Урок 7. Тематический контроль по теме «Общие сведения о языке»………………………………… 22

Урок (7). Активные процессы в современном русском языке………………………………………… 25

Раздел 2. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ

Урок 8 (8). Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии………………… 26

Урок 9 (9). Основные нормы современного литературного

произношения и ударения в русском языке…………………………………………………… 28

Урок 13. Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»…………………… 42

Раздел 3. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Урок 15 (13). Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления…………………………………46

Урок 16 (14). Активный и пассивный словарный запас…………………………………………………51

Урок 18 (16). Лексические и фразеологические словари……………………………………………… 62

Урок 20 (17). Контрольный диктант с дополнительными заданиями………………………………… 67

Урок 21. Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками………………………………………67

Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Урок 22 (18). Повторение. Морфемика и словообразование…………………………………………… 67

Урок 24 (20). Выразительные словообразовательные средства………………………………………….71

Урок 25 (21). Обобщающее повторение частей речи…………………………………………………… 73

Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Урок 26 (22). Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи………………….75

Урок 27 (23). Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах

существительных, прилагательных и наречий………………………………………………… 77

Урок 28 (24). Правописание - и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи…………………………… 79

Урок 29 (25). Правописание не и ни с разными частями речи………………………………………… 81

Урок 33. Мягкий знак на конце слов после шипящих……………………………………………………91

Урок 36 (27). Слитное, раздельное и дефисное написания………………………………………………99

Урок 37. Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Морфология и орфография»………………………………………………………… 102

Урок 38. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками………………………………………102

Раздел 6. СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ

Урок 49 (вариант 1). Контрольный диктант по пунктуации………………………………………… 131

Урок 49 (вариант 2). Проверочный тест по пунктуации…………………………………………… 133

Раздел 7. ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Урок 51 (28). Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки………………….135

Урок 52. Текст. Способы и средства связи между частями текста…………………………………… 136

Урок 59. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)………………………………………… 147

Урок 60. Конспект. Тематический конспект. Реферат………………………………………………… 148

Урок 65 (30). Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль……………………………………158

Урок 66 (31). Лексические особенности научного стиля……………………………………………… 161

Урок 67 (32). Морфологические и синтаксические особенности научного стиля…………………… 163

Урок 68. Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи……… 165

Предлагаемое Вашему вниманию пособие предназначено для учителей русского языка в 10—11 классах общеобразовательных школ, работающих по учебнику:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение.

В качестве дополнительного методического пособия книга может быть использована также и учителями, работающими по другим программам.

В пособии представлено тематическое и поурочное вариативное планирование к урокам русского языка. 34-часовая — стандартная про грамма, рассчитанная на один учебный час в неделю. 68-часовая — углубленная, рассчитана на два учебных часа в неделю.

Тематическое планирование составлено в соответствии с методическими указаниями авторов учебника (см. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». М., 2002 г.).

При работе с предлагаемым пособием учитель может заимствовать из него полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственные уроки. В пособии изложены не только подробное описание хода урока, его цели, но и методические приёмы, необходимые для его организации, рекомендации домашних заданий учащихся.

Теоретический материал в большинстве классов повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, словообразовательного, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей. (Тексты приходится использовать из разных дополнительных источников, так как в учебнике недостаточно представлены материалы, упражнения даны вразброс, что осложняет работу учащихся и преподавателей.)

Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

Развитие речи, её содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.

Книга адресована учителю-словеснику и ставит целью оказание практической помощи учителю, особенно молодому, в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей речевой культуры старшеклассника.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.

Примерное тематическое планирование

Стандартная (34-часовая) программа

Общие сведения о языке

Язык и общество.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский.)

Язык и история народа.

Три периода в истории русского языка.

Русский язык в современном мире.

Активные процессы в современном русском языке.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Принципы русской орфографии.

Лексика и фразеология

Повторение по теме «Лексика».

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Активный и пассивный словарный запас.

Лексические и фразеологические словари.

Морфемика и словообразование

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Выразительные словообразовательные средства.

Морфология и орфография

Обобщающее повторение частей речи.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в разных частях речи.

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

Речь, функциональные стили речи

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки.

Функциональные стили речи.

Стили речи. Научный стиль речи

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.

Лексические особенности научного стиля.

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Контрольные, проверочные работы. Речевой анализ текста. Анализ проведённых работ.

Углубленная (68-часовая) программа

Общие сведения о языке

Язык и общество.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский.)

Язык и история народа.

Три периода в истории русского языка.

Русский язык в современном мире.

Активные процессы в современном русском языке.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Принципы русской орфографии.

Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

Лексика и фразеология

Повторение по теме «Лексика».

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Активный и пассивный словарный запас.

Лексические и фразеологические словари.

Анализ контрольного диктанта.

Морфемика и словообразование

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Морфология и орфография

Обобщающее повторение частей речи.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в разных частях речи.

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Различение частиц не и ни.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Правописание глаголов, причастий.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

Анализ контрольного диктанта.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации.

Прямая и косвенная речь.

Контрольная работа по пунктуации.

Анализ контрольной работы.

Текст. Основные виды переработки текста

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки.

Текст. Способы и средства связи между частями текста.

Типы речи. Повествование.

Речевой анализ текста.

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).

Конспект. Тематический конспект.

Реферат. Аннотация. Рецензия.

Функциональные стили речи.

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.

Лексические особенности научного стиля.

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи

Общие сведения о языке 1

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в ХV—ХVI вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Источник:

gigabaza.ru

Скачать Поурочные разработки по русскому языку

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс - Наталия Егорова

Автор: Егорова Наталия Владимировна

Редактор: Короткова Анна Алексеевна

Издательство: Вако, 2017 г.

Серия: В помощь школьному учителю

Жанр: Русский язык (10-11 классы)

Аннотация к книге "Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс"

В пособии представлены подробные поурочные разработки по русскому языку для 10 класса. В сценарии уроков кроме традиционных форм занятий включены занятия по подготовке к ЕГЭ. Приводятся задания, сформулированные в соответствии с последними демовариантами тестов ЕГЭ. Ко всем заданиям даны подробные комментарии. В конце пособия приведены тематические тесты, индивидуальные и комплексные задания, различные виды диктантов, словарик лингвистических и литературоведческих терминов, орфографический и орфоэпический словарик.

Адресовано учителям старших классов, студентам педагогических вузов и колледжей.

Источник:

librarysclub.at.ua

Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс, Золотарева И

Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс, Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., 2010

Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс, Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., 2010.

Роль языка в обществе

Раскрыть связь между происхождением языка и появлением человеческого общества; понять значимость языка в жизни человека; закрепить навыки правописания безударных гласных проверяемых и непроверяемых.

- Ребята, в 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.

- В работе нам поможет учебник.

Особенностью учебника является то. что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10-11 классах. Большое внимание уделяется различным видам разбора (анализа) текста.

Учебник поможет создавать различные по стилю и жанру сочинения, правильно оформлять деловые бумаги.

В конце или в начале каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения.

На форзацах учебника помешены различные схемы разбора. В конце книги приведен список литературы, который поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому.

Примерное тематическое планирование

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Раздел 1. Общие сведения о языке

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, орфо1рафия

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Раздел 4. Морфемика и словообразование

Раздел 5. Морфология и орфография

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Раздел 7. Текст. Основные виды переработки текста

Приложение. Проверочные тесты

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Источник:

nashol.com

Поурочные разработки по русскому языку

Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

В пособии представлены подробные поурочные разработки по русскому языку для 10 класса. В сценарии уроков кроме традиционных форм занятий включены занятия по подготовке к ЕГЭ. Приводятся задания, сформулированные в соответствии с последними демовариантами тестов ЕГЭ. Ко всем заданиям даны подробные комментарии. В конце пособия приведены тематические тесты, индивидуальные и комплексные задания, различные виды диктантов, словарик лингвистических и литературоведческих терминов, орфографический и орфоэпический словарик.

Адресовано учителям старших классов, студентам педагогических вузов и колледжей.

Количество страниц: 272

Формат: 84х108/32 (125x200 мм)

  • От автора
  • Тематическое планирование
Общие сведения о языке
  • Урок 1. Слово о русском языке. Русский язык в современном мире
  • Урок 2. Культура речи. Нормы литературного языка
  • Урок 3. Практическая работа. Типы норм литературного языка
  • Урок 4. Практическая работа. Редактирование текста. Комплексный анализ текста
  • Урок 5. Сочинение в формате ЕГЭ
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
  • Урок 6. Фонетика и орфография
  • Урок 7. Орфоэпия
  • Уроки 8, 9. Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
  • Урок 10. Лексическое значение слова
  • Урок 11. Основные лексические группы слов. Омонимы. Паронимы
  • Урок 12. Основные лексические группы слов. Синонимы. Антонимы
  • Урок 13. Русская фразеология
  • Урок 14. Лексика с точки зрения её происхождения и употребления
  • Урок 15. Изобразительно-выразительные средства русского языка
  • Уроки 16, 17. Практические работы «Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах», «Анализ текста»
  • Урок 18. Развитие речи. Лексикография
  • Уроки 19, 20. Тест по теме «Лексика. Фразеология»
Морфемика. Словообразование. Орфография
  • Урок 21. Состав слова. Морфемный анализ слова
  • Уроки 22, 23. Словообразование
  • Урок 24. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова
  • Урок 25. Правописание гласных после шипящих и ц
  • Урок 26. Правописание согласных в корнях слов
  • Урок 27. Правописание приставок. Гласные ы – и после приставок
  • Урок 28. Употребление ь и ъ
  • Уроки 29, 30. Тест по теме «Морфемика. Словообразование»
Развитие речи
  • Урок 31. Функционально-смысловые типы речи. Текст
  • Урок 32. Практическая работа. Анализ текста
  • Уроки 33, 34. Тест по теме «Текст. Функционально-смысловые типы речи»
Морфология и орфография
  • Урок 35. Части речи
  • Самостоятельные части речи
  • Урок 36. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного
  • Урок 37. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных
  • Урок 38. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных во множественном числе. Орфоэпические и морфологические нормы
  • Урок 39. Имя прилагательное. Морфологический разбор имени прилагательного
  • Урок 40. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Морфологические нормы
  • Урок 41. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
  • Урок 42. Правописание сложных имён существительных и прилагательных
  • Уроки 43, 44. Тест по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное»
  • Урок 45. Имя числительное. Морфологический разбор числительного
  • Урок 46. Правописание имён числительных. Морфологические нормы
  • Урок 47. Местоимение. Морфологический разбор местоимения
  • Урок 48. Правописание местоимений. Морфологические нормы
  • Уроки 49, 50. Тест по темам «Имя числительное», «Местоимение»
  • Урок 51. Глагол. Морфологический разбор глагола
  • Урок 52. Правописание глаголов. Морфологические нормы
  • Урок 53. Причастие. Морфологический разбор причастия
  • Урок 54. Правописание причастий. Морфологические нормы
  • Урок 55. Деепричастие. Морфологический разбор деепричастия. Правописание деепричастий, морфологические нормы
  • Уроки 56, 57. Тест по темам «Глагол», «Причастие», «Деепричастие»
  • Урок 58. Наречие. Морфологический разбор наречия. Категория состояния. Морфологический разбор категории состояния
  • Урок 59. Правописание наречий. Морфологические нормы
  • Урок 60. Тест по темам «Наречие», «Категория состояния»
Служебные части речи
  • Урок 61. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов
  • Урок 62. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов
  • Уроки 63, 64. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Междометие как часть речи
  • Урок 65. Тест по темам «Служебные части речи», «Междометие»
  • Уроки 66–68. Итоговый тест по программе 10 класса
Приложения
  • Приложение 1. Тематические тесты
  • Приложение 2. Индивидуальные задания
  • Приложение 3. Диктанты
  • Приложение 4. Словарик лингвистических и литературоведческих терминов
  • Приложение 5. Орфографический и орфоэпический словарь
  • Приложение 6. Указатель соответствия содержания заданий ЕГЭ содержанию уроков
  • Список литературы

Можно терять время в поисках, где скачать бесплатно,

а можно купить эту книгу в интернет-магазине прямо сейчас!

Источник:

www.vaco.ru

Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс

Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс

Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ, — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005. 320 с. — (В помощь школьному учителю).

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ

Урок 1 (1—2). Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце

с придаточными определительными ……………………………………………………..38

средства эмоциональной выразительности ………………………………………………57

на морально-этическую тему и работа над ошибками ………………………………….67

А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени. » …………………….76

сложносочиненном предложении (ССП) ………………………………………………….81

нормы, слитное или раздельное написание слов) ……………………………………….160

выразительности, синтаксис и пунктуация) ……………………………………………..187

Приложение 1. Варианты подготовительных тестов ………………………………………………..211

Цель проведения уроков русского языка в старших классах повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к выпускным экзаменам.

Учитель сегодня хорошо понимает, что формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Данное поурочное планирование составлено в соответствии с программой по русскому языку для 10—11 классов средней школы (учебник под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой). Использованы также материалы по синтаксису простого и сложного предложений из учебников Д. Э. Розенталя, В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Помочь учителю организовать обучение в старших классах — задача настоящего пособия. Оно содержит подробное изложение хода уроков с учетом конкретных методических приемов, необходимых для организации работы, дает рекомендации домашних заданий.

Предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Планирование составлено в двух вариантах — на 34 и 68 учебных часов. Представляется целесообразным проведение некоторых сдвоенных уроков русского языка.

Педагог может заимствовать из предлагаемого пособия полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственный урок.

Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения

Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим

Именительный и творительный падежи в сказуемом

Тире между подлежащим и сказуемым

Управление при словах, близких по значению.

Однородные члены предложения и пунктуация при них

Знаки препинания при однородных членах

Однородные и неоднородные определения

Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными

Приложение и их обособление

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи

Итоговая контрольная работа

Особенности публицистического стиля

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Устное выступление. Доклад. Дискуссия

Дискуссия на тему: «Патриотизм: знак вопроса»

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками

Общая характеристика художественного стиля

Виды тропов и стилистических фигур

Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Сочинение на тему: «Мое восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени..»

Изложение по тексту художественного стиля

Повторение. Виды сложных предложений

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Пунктуация в предложениях с союзом и

Проверочная работа нее анализ

Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)

СПП с придаточными изъяснительными

СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными обстоятельственными

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП

Контрольный диктант и его анализ

Урок-семинар. Разговорный стиль речи

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Повторение. Морфология и орфография

Повторение. Словообразование и орфография

Повторение. Словообразование и орфография

Итоговая контрольная работа

Обобщить знание учащихся об интонации и ее роли в предложении; закрепить навыки правописания приставок.

II. Объяснительный диктант

Небезызвестный талант, неискушенный читатель, претворить идею в жизнь, беспрецедентная цельность натуры, приверженность необычным поступкам, прибывать к станции, небеспристрастный взгляд мастера слова, несбыточные планы, преломление лучей, преклонить колени, прикоснуться к святыне, призреть сироту, пренебрегать мнением, преступить закон, приклонить веточку, приручить птицу, претензии к оппоненту.

— Выделите приставки в данных словосочетаниях.

— От чего зависит выбор гласных в приставках пре-, при-?

III. Повторение теоретического материала по теме урока Беседа.

— Что такое интонация? (Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.)

— Перечислите виды интонации, (Повествовательная, вопросительная; интонация, выражающая особые чувства говорящего: боль, гнев, радость и так далее.)

— Как интонация влияет на пунктуационное оформление текста? (Организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику.)

— Можно ли с помощью пунктуации передать все виды русской интонации? (Нельзя.)

— Какие функции выполняют знаки препинания? (Являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи, выполняют две основные функции: разделительную и выделительную.)

— Почему пунктуация, в отличие от орфографии, носит интернациональный характер? (Пунктуация в меньшей степени, чем орфография, зависит от фонетической и морфологической стороны каждого языка, поэтому носит интернациональный характер.)

— Могут ли знаки препинания являться многофункциональными (т. е. могут быть как разделительными, так и выделительными)? (Да, могут: запятая, тире, двоеточие.)

— Сколько знаков препинания вы знаете в современном русском языке? Перечислите их. (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки, кавычки.)

— Какие знаки могут ставиться в конце предложения? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.)

— Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложения? (Отделительную.)

— Перечислите, где употребляются разделительные знаки? (Разделяют части сложного предложения и однородные члены предложения.)

IV. Анализ предложений

(Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения. Первое предложение простое, осложнено однородными членами предложения. Второе предложение сложносочиненное с союзом и. Занятая перед союзом и не ставится, так как есть общий второстепенный член (сейчас)).

2. Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекой. Луна сокрылась за горою. (А. Пушкин.)

(Точка ставится после коротких простых предложений, рисующих единую картину, для придания повествованию большей выразительности.)

3. В ней сердце долго не страдало, иль скоро слез прошла пора? (А. Пушкин.)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, так как последняя часть, входящая в его состав, заключает в себе вопрос.)

Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Н. Островский.)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложений или только в главной либо придаточной.)

Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?

(Вопрос, содержащийся в придаточной части.)

А у нас одна песня: что почем? (И. Бунин.)

(В бессоюзном сложном предложении вопросительный знак ставится, если вопросительной частью являются обе части или только последняя.)

4. Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин.) Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (К. Федин.)

(Предложения, начинающиеся со слов как, что, что за, какой, обычно являются восклицательными.)

5. Так вот, чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее. Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (И. Бунин.)

(Многоточие ставится, когда высказывание не завершено, это размышления рассказчика. Далее комментируется каждый пунктуационный знак.)

Дубровский молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря. (А. Пушкин.)

(Многоточие указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.)

— Охарактеризуйте предложения по наличию грамматических основ.

— Обоснуйте постановку знаков препинания в конце предложения.

— Объясните другие знаки внутри предложения.

V. Выводы по анализу предложений

— Для чего нужна система знаков препинания? (Чтобы осмыслить сказанное и выразить чувство к тому, о чем говорят, т. е. пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в письменном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Таким образом, любой знак препинания в тексте может считаться стилистически значимым и служить для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодии фразы.)

В сильном, гуманитарном классе можно дать, наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания, факультативное и вариативное употребление знаков, что свидетельствует о возможности взаимозаменяемости и синонимичности знаков препинания.

Упр. 286 (Д. Э. Розенталь. Русский язык. 10—11 кл. — М.: Дрофа.)

— Что в теме урока было новым, незнакомым?

1. Упр. 227. Выполнить все задания к упражнению.

2. Повторить правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.

3. Повторить тему «Главные члены предложения».

Дополнительный материал для учителя

1. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения).

Ее [литературы] красота — в истине, ее главное значение — в правде. (В. Короленко.) Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки. (А. Толстой.) Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка. (М. Салтыков-Щедрин.) Здесь — овраги, дальше — степи, еще дальше — пустыня, в другом конце — леса, болота, мох (А. Фадеев.) Теркин — дальше. Автор — вслед (А. Твардовский.) И над этим плугом — все мечтанья, и под этим плугом — вся земля, и душа — как в первый миг свиданья, и душа — как парус корабля. (А. Блок.) О, я хочу безумно жить, все сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить! (А. Блок.) Забора — нет. Ворот — нет. Границ — нет. Перед домиком — цветник, ограда, позади — усыпанный свежим песком квадратный дворик. (В. Катаев.) Молочный суп — на первое, блинчики с творогом — на второе.

2. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. (Лыжникам — хорошую базу. Массам — культуру. Молодежи — образование.) Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

3. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто — чему?», «кто — куда?», «что — куда?», «что — как?», «что — где?» и т. п. (Мастера искусств — молодежи. Туризм — для всех. Отряды — в путь. Герои — рядом. Заботы и радости — пополам. Новые книги — нарасхват.)

4. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза.

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо. (Л. Толстой.) За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние — медленно, ближние — вперегонку. (А. Толстой.) Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова — резче, аргументы — непримиримее (С. Голубов.) Мир освещается солнцем, а человек — знанием. (Пословица.) Подберите еще несколько примеров, каких — не имеет значения. У него в глазах — как бы поскорее отделаться от меня. Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, — непреклонностью. Мы взялись за дело весело, они — даже с энтузиазмом. Трудно было установить, кто из них был прав, кто — виноват. (Сравните без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват.) Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, — против. (Сравните: Одни голосовали за, другие против.) Идти дальше через трясину было опасно, оставаться — тоже. Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из легких металлов — только сплавы титана. Предстояли большие строительные работы, а главное — сооружение водопровода. Вы здесь уже давно, а я — только несколько дней. Одни работают, понимая свое дело как общее для всех, другие — стараясь извлечь выгоду только для себя. Пассажиры . рассовывали чемоданы, сумки, свертки, переносили подушки, кто — чтобы лечь головой от окна, кто чтобы головой к окну. (В. Розов.) Карманы были двойные: внутренний — из полотна, внешний — из серого коленкора. Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка — два атома водорода, а один атом алюминия — три атома водорода.

При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится:

Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку. (А. Чехов.) Из нашей батареи только Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью. (А. Чехов.) Алеша смотрел на них, а они на него. (Ф. Достоевский.) У вора один грех, а у нас с хозяином десять. (Н. Островский.) . Ты делаешь вещи долгие, а я короткие. (Л. Леонов.)

5. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена и даже без пропуска:

Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством. (И. Гончаров.) В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой — в радиорубке, третий — в геологической партии, четвертый — в море, пятый — в небе, на скрещении воздушных дорог. (В. Горбатов.) В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно. (М. Горький.)

1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен.

В случае нужды прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).

Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения:

… Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки / Всякая тарелка будет — мелкой, миска — плоской. (М. Цветаева.) Пошли в клуб — почитать, поиграть в шашки, потанцевать.

Тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым. (Ср. также: Беру бинокль — наблюдать).

Все любили его — за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа. К станции приближались пешеходы — с узлами, мешками, чемоданами.

Однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему:

Я — что, это вы крупный специалист. (Ср.: Он что — не согласен на отъезд?)

2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения:

И щуку бросили — в реку. (И. Крылов.) Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел — Швабрин. (А. Пушкин.)

1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов («от . до»):

а) пространственных: Беспосадочный перелет Москва — Хабаровск. Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев (Д. Фурманов.);

б) временных: Крестовые походы ХI—ХIII веков. Репертуар театра на январь март;

в) количественных: Рукопись объемом десять — двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10—12). Груз массой 300—350 тонн. 5—7-краткое превосходство.

Примечание. Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от . до, а слово или, то они соединяются дефисом:

Пробудет в командировке пять-шесть дней. (Но при цифровом обозначении ставится тире: . 5—6 дней.)

2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.:

Физический закон Бойля — Мариотта; Матч Карпов — Каспаров; Матч «Спартак» — «Торпедо».

3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними:

Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура — человек — окружающая среда».

Наблюдения над употреблением знаков препинания в художественном тексте, анализ пунктуационной системы того или иного автора помогают не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды писателя. Известно, что почти у каждого человека, будь то известный писатель или сегодняшний школьник, существует своя излюбленная манера строить текст, подбирать лингвистические конструкции, оформлять высказывание с помощью определенного набора и взаиморасположения знаков препинания. На этом частично строится выявление индивидуально-авторских особенностей того или иного мастера. Наблюдать за тем, как работал мастер слова, не только очень интересно, но и практически полезно, так как учит читателя вдумчивой работе над словом, в которой нет и не может быть мелочей. Стоит обратиться к творчеству поэтов Серебряного века, чтобы восхититься той свободой, с которой они владели знаками препинания, почувствовать, как расширяли они границы написанного, статичного слова, придавая ему полетность, необычайную полноту, емкость и весомость. Как заставляли они слова лукаво прятать себя, свой первоначальный, привычный и знакомый всем смысл и наполняться свежестью, яркостью, даря ему новую жизнь и привлекательность. Как умели они в безмолвном, начертанном слове посредством все тех же знаков препинания пробудить звук, жизнь. Чтобы побудить школьников к серьезной и самостоятельной, а главное — эффективной работе над освоением пунктуационных правил, можно предложить им окунуться в творческий мир любимой многими поколениям и читателей Марины Ивановны Цветаевой.

Индивидуально-авторская пунктуация в произведениях М. Цветаевой — это явление довольно сложное, многообразное и неоднородное. Для ранней Цветаевой характерны непосредственность, лиричность, плавность, что находит свое отражение в пунктуации; такую пунктуацию можно назвать «спокойной»: как правило, в ранних произведениях мы не встретим отступлений от нормы. Нерегламентированные знаки препинания употребляются крайне редко, наиболее часто используется запятая. Для Цветаевой — зрелого мастера характерны упругость, напряженность стиха, стих как бы рвется наружу, отражал состояние внутреннего мира, смятение автора. И пунктуация становится другой.

У Цветаевой свое восприятие, понимание знаков препинания, свое отношение к ним: «Что такое кавычки? Знак своей непричастности — данному слову или соединению слов. Подчеркнутая чуждость их общепринятому толкованию. Знак своего превосходства над попросту, без кавычек, их произносящим. Кавычки — ирония. То же самое, «так называемая жалость». «Так называемая» — мною не так называемая, мною так не называемая, мною называемая — слабость (либо глупость).

… Стихи эти я читаю наоборот: без кавычек, и вовсе никакого за правдою их трафарета не чувствую. Перечтите их без кавычек сами — и увидите человеческое сердце, вечное. Простая болевая правда их! уничтожает трафарет, слова эти здесь — звучат заново, совершенно без кавычек. (Как я хотела бы, чтобы они так были написаны, и до чего они так внутри написаны!)» (Из письма А. Штейгеру.)

Стилистически значимым может быть любой знак препинания, но только в условиях контекста. По мнению исследователей, у Цветаевой наиболее активным и многофункциональным является тире. Тире у Цветаевой может быть ритмомелодическим; тире может использоваться для выражения жестких пауз, чеканности слога и т. д.

Как уже говорилось выше, Цветаева часто употребляет тире для создания антитезы.

Среди функционально-стилистического к семантического многообразия употребления тире необходимо выделить тире эмфатическое:

Эмфатическое тире используется Цветаевой вместо наиболее типичного, привычного, нормативного дефиса:

По аллее вздохов —

Поволокой к столбу —

Наконец, на стыке морфем тире может выполнять только ритмическую, точнее, ритмико-мелодическую функцию:

Мастерство автора, индивидуальность в восприятии и передаче звучания и смысла стиха, блестящее умение соединять смысл и звук, определить и подсказать тональность произведения — вот что характерно для Цветаевой-поэта, Цветаевой-лирика, Цветаевой-драматурга. Знаки препинания у Цветаевой значимы, они в соединении с иными изобразительно-выразительными средствами и создают тот неповторимый колорит, то неповторимое звучание, которое и притягивает читателей к стихотворениям М. Цветаевой.

В школьной практике прочно бытует термин «пунктограмма». Должно быть, он удобен, когда речь идет об изучении правил пунктуации и выработке пунктуационных навыков, т. е. когда производится грамматический анализ предложения.

В тексте знак препинания перестает быть пунктограммой, он вовлечен в систему изобразительно-выразительных средств, определяя звучание текста. И чтобы текст звучал правильно, пунктуационный анализ должен стать неотъемлемой частью лингвостилистического анализа.

Источник:

www.shag.com.ua

Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс в городе Оренбург

В данном интернет каталоге вы сможете найти Егорова Н. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой населённый пункт РФ, например: Оренбург, Пермь, Саратов.